Людей, которых природа наградила способностью «вести за собой» коллектив, комфортно общаться и при этом добиваться исполнения заявленных требований — мало. Хотя регулярно встречаются, но это скорее исключение, чем правило.
В большинстве работники сталкиваются с руководителями — условными «середнячками», которые смогли найти баланс в руководстве и исполняют собственные функции без крайностей и перегибов.
В наличии также отдельный процент «идеальных» и «прогрессивных» менеджеров-руководителей, которые следят за мировыми веяниями и применяют в общении с подчиненными принципы хвалить-критиковать в соотношении 6:1 и проч. В нашей стране скептически настроенных людей этот метод продуктивность пока не показывает, но и плохим считать такого руководителя нельзя.
Негативной считается ситуация, если начальник проявляет «твердость» и «сухость» по каждому рабочему вопросу. Невзирая на реакции и ответы подчиненных выдвигает массу требований, следит за неукоснительным выполнением и предъявляет массу претензий. При этом, даже в случае достаточного уровня исполнения озвученных задач, не дает «обратную связь» в виде хотя бы похвалы.
Последняя ситуация губительна для коллектива и построения комфортной рабочей атмосферы, позитивной мотивации и проч. Это уже повод к падению продуктивности работы компании в целом.
Логичным шагом для работника кажется сразу покинуть такой коллектив и искать новое место с хотя бы «стандартным» руководителем. Хотя такой вариант не в каждом случае в наличии, не рекомендуем впадать в крайность. В наличии иные методы разрешения ситуации.
Психологи предлагают следующие шаги в разрешении конфликтной ситуации.
Проанализируйте отношение руководителя к вам и коллегам, изменение этого отношения с течением времени и иные параметры. Абстрагируйтесь в эмоциональном плане и разберите на конкретные позитивные и негативные моменты.
Если это временное явление, которое объясняется конкретными причинами, — успокойтесь, выждите время и повторите анализ вновь.
Если понимаете, что ситуация со стороны руководителя не меняется, а вы уже на стадии выгорания и полной потери мотивации, хотя раньше подобного не наблюдалось, то переходите к следующему шагу.
Регулярно деспотичный руководитель, проявляя черты диктатора, повышает и повышает планку ответственности сотрудников, ставит массу задач и функций, которые превышают исходные рабочие обязанности, прописанные в трудовом договоре.
Сотруднику следует еще раз пересмотреть собственные обязанности и ответственность, соотнести с возложенными задачами и степенью влияния на конкретные рабочие функции и проекты. В отдельных случаях подобный «аврал» допускается, но как временное и нерегулярное явление. В противном случае факт руководствующего давления в наличии.
В ряде ситуаций руководитель с собственного «уровня» не замечает, что уже перешел черту в выставлении рабочих задач. Сотрудник в корректной форме и аргументировано доносит подобную информацию.
Адекватный человек задумается и не исключено, что пересмотрит объем собственных требований, изменив их количество до приемлемого. В случае требований сохранить новый режим исполнения рабочих функций сотрудник вправе потребовать пересмотреть трудовой договор и настаивать на соответствующей оплате труда, если подобный исход его устраивает.
Сразу скажем, что не рекомендуем каждую ситуацию решать подобными материальными методами. Здоровье не купишь. Потому следите, чтобы нагрузка поддерживалась реальной.
Решив проблему один раз, не пускайте дальнейшее на самотек. Выстраивайте и поддерживайте регулярный диалог в руководителем. Это позволит предвосхитить массу негативных ситуаций в будущем.
Прогрессивная компания — это единый механизм. Диалог — это способ взаимодействия для развития без негатива с каждой стороны.
Общение показывает начальнику, что его окружают не «рабочие функции», а живые люди, которые способны как вести организацию к процветанию, так и ухудшать ситуацию при падении мотивации или перезагрузке, вызванной некорректными действиями руководителя. Задавайте вопросы, уточняйте, если это не праздное любопытство, а честная попытка повысить продуктивность.
Своевременное озвучивание проблем и поиск решения, выявление позитивных сторон проделанной работы, своевременная похвала и проч. способны сплотить коллектив и сделать каждого продуктивной рабочей единицей на благо бизнесу.
Комфортная рабочая среда с условиями соблюдения субординации и адекватности — важное условие для развития компании. Перегибы со стороны руководства, так же как и некорректная регулярная работа со стороны сотрудников позитива не прибавит. При негативных ситуациях пройдите предложенные шаги и посмотрите, произошли ли изменения.
Главное помните: в работе важны диалог и общение. Это не только монолог руководителя или жалобы сотрудников. Это совместные действия и решения, получение общего результата без ущерба каждого.
Позитивно сказывается регулярное наличие условно неформального общения. Это корпоративны, совместная активность сотрудников вне организации и проч. Но не допускайте панибратства. Руководитель остается им даже за пределами офиса. Конечно, допускается дружеское общение, но в разумных пределах. В противном случае это вредит общей работе.
Не позволяйте начальнику помыкать вами и деморализовать, но и сами выполняйте собственные рабочие функции корректно и не забывайте озвучивать конкретные проблемы и предложения. В этом случае работа в коллективе станет в радость!