Конкуренты: помощь или помеха?

Конкуренция — основа рыночной экономики. На рынке по пальцам пересчитываются организации-монополисты, которые развиваются согласно собственным желаниям и без оглядки. Подавляющее же большинство вынуждено работать в условиях жесткой конкуренции. В итоге приходится подстраиваться не только под собственные возможности и желания клиентов, но и учитывать, чем способны обойти схожие компании.

Таким образом, кажется, что конкуренция для организации — это негативный аспект, ведь добавляет параметров, которые оттягивают на себя ресурсы и бюджет. Однако на деле, даже в такой ситуации профессионал способен извлечь выгоду. Разберемся — какую.

Кто такие конкуренты

Изучая область деятельности организации, регулярно встречаем понятие «конкурентная среда». Под ней понимается внешние по отношению к бизнесу условия — организации, которые нацелены на ту же целевую аудиторию и производят схожие продукты.

Регулярно ошибочно полагают, что конкуренты бывают только прямые. К ним относятся компании, производящие схожие продукты. Однако учитывайте и косвенных конкурентов. Это организации, производящие продукты, которые становятся дополнительными и вспомогательными.

Например, торгуете мобильными телефонами. Косвенными конкурентами станут организации, торгующими мелкой бытовой техникой и гаджетами.

В наличии также и неочевидная конкуренция. Например, когда в начале 90-х гг. XX века продукция компании Coca-Cola стала захватывать российский рынок. Специалисты просчитали, что главный конкурент — общественный транспорт. Т. е. люди, чтобы приобрести напиток, были согласны выделить на покупку деньги, отложенные на дорогу, ведь «свободных средств» не хватало. Неочевидно, но факт конкуренции на лицо.

Аналогично: если рассматривать покупателей, которые четко разграничивают траты и рассчитывают бюджет, то все, что покупается вне плана, по сути, становятся конкурирующей продукцией. Даже в современном обществе практически каждая семья решает вопрос: поехать ли в отпуск или обновить автомобиль, взять ипотеку и проч. Так эти варианты бизнеса причудливым образом сплетаются в конкурентную среду.

В итоге получаем, что анализ и просчет конкурентов — многомерная задача и не в каждом случае однозначная.

Анализ конкурентной среды

Несмотря на то, что конкурентов при желании насчитывается масса, выявление их и ранжирование по степени значимости позволяет выявить продуктивные для бизнеса черты. Ведь анализируя, чем привлекают клиентов конкуренты, выискиваете подобные и уникальные черты в собственной организации. Это становится основой стратегии для продвижения и становления бренда.

Понимая, зачем проводить анализ конкурентов, тщательно изучите информацию и сделайте выводы по следующим шагам:

  • выделите основных конкурентов, которые поставляют на рынок схожую продукцию;
  • кратко опишите достоинства и недоставки выявленных организаций;
  • проведите опрос текущих клиентов, выявляя чем довольны, а чем нет в продукции и сервисе, получаемым у вас;
  • сравните параметры конкурентов и собственные по главным направлениям (продукция, сервис, обратная связь и проч.);
  • сформулируйте собственные уникальные черты и предложения, которые отличают организацию.

Анализ конкурентной среды проводят при каждом значим событии и тем более расширении бизнеса. Текущий анализ позволяет «держать руку на пульсе» и не пропустить значимые изменения на рынке, например, при запуске конкурентами рекламных кампаний, открытии торговых точек и проч. Расширение бизнеса подразумевает расширение и конкурентной среды. Ведь, охватывая больший масштаб продукции, получаете большую часть наличия альтернативных предложений и косвенных продуктов.

Заметим, что не каждое нововведение выдерживает конкуренцию. Особенно при открытии нового направления бизнеса. Уже на начальном этапе поймете, в наличии ли шанс выделиться на рынке в позитивном ключе. Кроме того, ваши действия соответственно приведут к активизации и ответу со стороны конкурентов. Своевременный мониторинг выявляет ситуации, когда лучше отступить и вернуться к привычным продажам, а не сливать бюджет в бессмысленных противостояниях.

Извлечение пользы из конкурентной среды

Конкуренты позволяет не только понять организации, чем выделяется на рынке и какие потребности клиентов продуктивней удовлетворяет. Конкурентная борьба позволяет бизнесу расти и развиваться.

В основе конкуренции лежит противостояние и борьба. Они и позволяют становиться сильнее. Например, при должном уровне дерзости и продуманности противостояние с масштабной конкурирующей организацией способно ощутимо повысить узнаваемость.

В качестве примеров видим, сколько в настоящее время появилось продукции с названием «Кола», призванной использовать в собственных целях репутацию и узнаваемость, заработанные компанией Coca-Cola. Даже до ухода этой компании с российского рынка регулярно предпринимались попытки показать продукцию местных организаций, как альтернативу и «народный продукт» в противовес «западной химии». Это тоже пути становления за счет конкурентов.

В отдельных ситуациях наблюдаются случаи не возвышения за счет конкурентов, а взаимное продвижение. Как это происходило между компаниями Coca-Cola и Pepsi. Продукция каждой представлялась как оригинальная, но в то же время покупатели с интересом смотрели, как на те или иные пиар-ходы и расширение товарной линейки реагирует конкурент. На деле суммарный интерес к обеим компаниям не ослабевал.

Также знание и понимание конкурентной среды помогает переживать неординарные ситуации. На российском рынке регулярно возникают примеры, когда существующие организации объединяются в том числе с прямыми конкурентами в попытке «пресечь угрозу» с третьей стороны. Например, на рынке появляется «молодая и амбициозная» компания, резко захватывающая позиции и клиентов. Вытеснить в одиночку не в каждом случае получается, а вот удержать бизнес совместно — срабатывает.

Проблемы с конкурентами

К главным проблемам, которые доставляют организации-конкуренты, помимо очевидных, относят нечестные методы борьбы:

  • переманивание персонала;
  • скрытые кибер-атаки на интернет-ресурсы организации;
  • «черный» пиар за счет конкурентов и проч.

К сожалению, такие методы дают продуктивный результат. При этом не забывайте, что если факт подобных «запрещенных» действий обнаруживается, то это значимый урон для репутации. Поэтому трижды подумайте, прежде чем применять «черные» методы по отношению к конкурирующим организациям. Регулярно негативная отдача на порядок выше, чем ожидаемая польза.

Резюме

Здоровая конкуренция — это позитивный и мотивирующий фактор для бизнеса. Она позволяет держаться в «тонусе», развиваться и улучшать продукцию компании. Конкуренты «подсвечивают» слабые стороны организации, но это же становится поводом стать сильнее.

Не прибегайте к некорректным действиям против конкурентов. В отдельных случаях доступна реклама за счет противостояния, но следует конкретно продумать действия, чтобы вместо ожидаемых плюсов не продвинуть только конкурента за собственный счет.

Интернет-агентство U-sl+Мирмекс за позитивную конкуренцию. Выявляйте собственные сильные стороны и улучшайте собственный бизнес. Это позволит развиваться, а не терять репутацию в противостояниях «Слон и Моська». Мы предпочитаем улучшать нашу работу и повышать профессионализм, а не выделяться за счет указания слабых сторон наших конкурентов.

С нами вы можете быть уверены, что выбрали профессионалов для решения полного спектра задач по созданию и развитию вашего интернет-ресурса!

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем