Изучением поведения людей занимается масса ученых в широком спектре областей жизни человека и общества. Это психологи, биологи, социологи, статистики и даже непризнаваемые в научном мире астрологи. Конечно, привычные научные исследования собирают базу информации, подтверждая или опровергая заданные феномены. Статистика предоставляет массу сведений, регулярно противоречивых, но подкрепленных конкретными фактами и случаями. Астрология же окутана тайной и мистикой.
Тем не менее маркетологи привыкли собирать информацию из массы источников, анализируя подчас даже не поддающиеся логике явления. Давайте же разберем, присутствует ли в жизни феномен влияния Луны на поведение человека. Ведь если в наличии женские циклы, годовые, психосоматические, то почему бы не учесть и лунные.
Сразу оговоримся, что 100% доказательной научной базы нет, однако статистические подтверждение заданных закономерностей в наличии.
Лунным циклом называется период времени между двумя новолуниями, продолжающийся 28 суток. За это время изменяется видимость лунного диска на небосводе, проявляющегося за счет отражения солнечного света.
Этот период разделяется и классифицируется несколькими способами:
Выбор способа классификации условен.
Однако масса людей сходится на том, что растущая Луна, как и период «лунные весна-лето», наполняет человека своеобразной энергией. Это период роста активности, желания действий. Позитивное время для начала нового дела, проведения массовых и активных мероприятий и поездок и проч. Во время убывающей Луны запас психологических сил угасает, больше проявляются лень и нежелание действовать. Точки Новолуние и Полнолуние негативные для попыток извлечения выгоды. Ведь в первом случае энергия на нуле, состояние, граничащее в депрессией. Во втором — пик активности, но переходящий в чрезмерность, нервозность и раздражение.
Нетрудно предположить, какой период заинтересует маркетологов.
Попыток найти корреляции между Луной и процессами в жизни человека и планеты Земля набралось ощутимое количество.
Явное и подтвержденное то, что фазы Луны влияют на приливы и отливы. При этом помним, что сам человек на 60% состоит из воды, а значит, Луна влияет на «внутреннюю» воду каждого.
Кроме того, если Луна опосредованно влияет на приливы, осадки, давление и иные параметры, то через них также происходит влияние и на человеческий организм. Подобное замечено у микроорганизмов, традиционно не обитающих под лунным светом, — глубоководном зоопланктоне. Эти существа четко координируют поведение по фазам Луны за счет механизмов опосредованного влияния. Человек — не планктон, но кто сказал, что не поддается «внешним силам».
Ряд исследований и корреляций проводили ученые в разных странах и временных интервалах:
В наличии множество подобных исследований, но объединены они тем, что выполнялись на ограниченных и малых выборках. Крупные же, рандомизированные или «слепые» исследования показали, что надежных закономерностей, подтверждающих лунное влияние, не обнаружено. Даже статистика крупных выборок не позволяет сделать позитивный вывод.
Однако в наличии значимый довод «за» — ряд людей верят в «Луну». Например, садоводы учитывают лунный календарь при посадке растений. Это уже пример конкретной целевой аудитории заданного возраста и пола.
Если изучить статистику поисковых запросов по ключевым словам «лунный календарь», «луна влияние», «луна волосы», «луна похудение» и проч., то увидите, что в наличии масса высокочастотных и регулярно вводимых запросов. Таким образом, людям подобное если и кажется суеверием, то на всякий случай учитывают.
Не забываем, что более 50% женщин склонны искать мистический смысл. Получаем, что опосредованно Луна влияет на их покупки.
Объективные доводы и исследования, на которые может опереться в работе маркетолог, отсутствуют. Информация слишком зыбкая и ненадежная, чтобы на ее основе выстраивать четкую стратегию.
Однако это не значит, что подобное нельзя использовать. Возможно не напрямую, но включение в рекламные кампании женских товаров «лунного фактора» или хотя бы упоминание о нем, процентов на 5–7% повышает продуктивность.
Кроме того, необъяснимые периоды роста активности на «растущую Луну» на самом деле наблюдаются. Только периодичность регулярно не каждый месяц, а раз в несколько. Значит, использовать эти периоды для начала массовых кампаний позитивней, чем в дни «энергетического спада». Тем более, что регулярно ожидание — всего несколько дней.