Самозанятость: есть ли в таких сотрудниках выгода для бизнеса

Тенденция работать на предприятии или в офисе существовала в мире на протяжении столетий. Наша страна в этом отношении была еще более костной. Работодатели считали, что если сотрудник на работу не ходит, то и не работает.

Пандемия COVID-19 показала, что для ощутимого процента организаций доступен вариант удаленной работы сотрудников без потери продуктивности. Масса людей перешла на домашний формат работы, а компании получили только выгоду. Ведь «удаленная деятельность» — это экономия на рабочих местах, технике, сопутствующих тратах и т. д. Ряд организаций не стали возвращать часть сотрудников в офисы, а организовали удаленный формат деятельности.

Конечно, не каждая область бизнеса позволяет органично внедрить подобный вариант, но в возможных ситуациях — выгода в наличии.

Последнее время проявился новый тренд — самозанятость. Это формат работы, при котором сотрудник выполняет рабочие функции не как штатный человек заданной компании, а в личном порядке «оказывает услуги», заключая соответствующие юридические обязательства. Для работодателей и работников опять проявилась выгода — экономия на страховых взносах и НДФЛ.

Обращаясь к статистике нашей страны, видим, что доля самозанятых в бизнесе выросла на 70% в 2022 и продолжает расти с течением времени за счет перехода на подобны формат работы для компаний, изначально работающих со стандартными фрилансерами. В 2023 рост в 1,4 раза по сравнению с предыдущим годом. На 2024 планируется рост показателя еще на 15–30%.

Отличительные особенности

Самозанятой формат работы уже применяется на протяжении длительного времени в ряде стран Европы, например, Германии и Франции. Отказываясь заключать стандартный договор найма работника, а приобретая его услуги, организация отсекает ряд статей расхода:

  • взносы на пенсионное страхование;
  • взносы на медицинское страхование;
  • взносы на социальное страхование;
  • отчисление 13% налога на доходы физических лиц.

Самозанятость снимает эту «головную боль» с работодателя, позволяя ограничить расходы, получая те же рабочие функции и результат.

Налоги тем не менее платятся. Однако делает это человек самостоятельно, отчисляя:

  • 4% при поступлении денежных средств от физических лиц;
  • 6% — при взаимодействии с юридическими.

Причем если раньше для работы требовалась касса, хотя бы онлайн, то сейчас достаточно оформить самозанятость (занимает 15 минут) и установить соответствующее приложении. Работа начата.

Государство также получает собственный плюс: масса работников «вышла из сумрака», перестав работать по «серой схеме», а честно декларируя собственный доход и налоги.

Правила оформления

Хотя выгода при взаимодействии с самозанятыми работниками в наличии, для избегания проблем требуется выполнить действия по закону и соблюдать ряд условий.

Правила привлечения самозанятого работника:

  • оформление договора о предоставлении услуг;
  • исключение формата работы по трудовому договору или схожему типу взаимоотношений;
  • самозанятой сотрудник не должен взаимодействовать с компанией по трудовому договору в течение двух лет до привлечения как самозанятого;
  • хранить чеки и акты о каждом взаимодействии;
  • формат договора предусматривает ограниченное количество услуг — разовая или проектная деятельность;
  • отсутствие режима во взаимодействии, как при рабочем расписании;
  • оплата осуществляется, как правило, по факту оказания услуги;
  • налоговыми отчисления занимается самозанятой самостоятельно и проч.

Подходящие области бизнеса

Выбор области бизнеса для самозанятости также имеет значение. Трудно представить самозанятого токаря или библиотекаря. Хотя и не исключено, что и такие варианты получится найти.

Распределение распространенности самозанятости по областям бизнеса:

  • IT-услуги;
  • услуги по дизайну различного профиля;
  • маркетинговые услуги и PR;
  • логистические услуги и перевозки;
  • бухгалтерские услуги;
  • услуги по налаживанию и поддержанию документооборота и проч.

Главной областью для привлечения подобных сотрудников оставляет за собой IT. Это истинное «золотое дно» работников, имеющих вариант доступа к удаленной работе по всей стране и даже миру. Основной рост и процент наблюдается, конечно, в масштабных городах.

Особый бум на IT-самозанятость произошел, когда в 2022–2023 годах на рынке появилась масса онлайн-курсов и вариантов «сменить профессию», освоить перспективное и удобное для работы направление в области информационных технологий.

Резюме

Взаимодействие с самозанятыми работниками проявляет массу позитивных черт для самого работника и работодателя. При юридически грамотной организации взаимодействия риски минимальны. Однако проблемы возникают в отдельных сферах. В одних вариант самозанятости невозможен в принципе, а в других — проблема с профессиональными исполнителями. Так IT-рынок перенасыщен «специалистами», но профессионалов среди них больше не стало. В итоге компаниям приходится или тщательно отбирать самозанятого IT-шника или «выращивать» собственными силами.

Тем не менее, направление перспективное и активно развивающееся.

Интернет-агентство U-sl+Мирмекс идет в ногу со временем. Мы «вырастили» собственный штат профессионалов, удовлетворяющих массу запросов наших клиентов. Тем не менее, практика привлечения самозанятых работников на отдельные проекты с конкретными и строго заданными условиями позволят повысить итоговую продуктивность работы на порядок.

С нами каждый клиент доволен выполненной работой по развитию бизнеса сети Интернет!

Готовы сделать что-нибудь невероятное?

Давайте начнем