По статистике 80% людей высказывает желание работать на себя. На деле подобным устремлениям уступает 30% предприимчивых. Но и среди них регулярно встречаются те, кто, проработав разнообразные сценарии, проведя расчеты и проч., раз за разом откладывает «начало» для попыток проработать больше будущих сценариев бизнеса.
Постоянное откладывание и расчеты регулярно никуда не приводят, ведь важно действие, а не чрезмерная масса расчетов. Попытки избежать неудачи логичны, однако бизнес только из побед не состоит. Это череда взлетов и падений. Даже негатив важен, ведь это опыт и уточнение действий на будущее.
Разберем основные страхи будущего владельца бизнеса и расскажем, как с ними бороться.
Каждый человек, согласно исследованиям психологов, нуждается в одобрении. Еще с детских лет стараемся порадовать маму, учителя, наставника и проч. В этом случае получаем одобрение и своеобразное подтверждение собственной значимости.
В открытии бизнеса также регулярно пугает не то, что «прогоришь», а «что люди скажут». Ведь при открытии дела выходишь на всеобщее обозрение. Поэтому становится страшно, что в случае неудачи общество начнет «тыкать пальцем» и злословить о человеке, как неудачнике.
На деле этот страх не обоснован. Точнее даже сказать, что недоброжелатели и завистники будут в каждом случае. Успешен ли бизнес или нет — и в том, и в противоположном варианте скажут гадость одни или другие окружающие. Поэтому абстрагируйтесь от учета мнения мнений людей, которые не значимы лично для вас.
Конструктивная критика и советы, которые попросили, приветствуются, но в остальном мнения — это личное отношение, которое не влияет на решения.
Это страх вправе считать главным и обоснованным. Бизнес не защищен от провала при фатальном негативном стечении обстоятельств. Риск в наличии в каждом случае.
Противопоставить этому приходится только тщательный прогноз и расчеты для ряда ситуаций с благоприятными и неблагоприятными обстоятельствами. Выстраивайте гибкую стратегию ведения бизнеса. Ведь своевременная реакция и изменения способны минимизировать убытки.
К сожалению, профессионалом нельзя родиться. При этом даже природный талант нуждается в развитии и подкреплении. Сколько в истории случаев, когда истинные гении при жизни терпели неудачи, а изначальные «посредственности» добивались успеха, компенсируя отсутствие таланта упорным трудом.
В бизнесе сходная ситуация. Конечно, наличие базового уровня знаний и компетенций в выбранной области приветствуется, но без практики опыт не наработать. Поэтому если хотите меньше ошибок, придется нанимать в штат признанных профессионалов и учиться по мере развития у них, тратя дополнительный бюджет. Или выходить постепенно, но собственными силами, извлекая уроки из проблем и неудач.
В этом страхе также в наличии и иная сторона. Каждый профессионал регулярно не уверен в себе, потому что понимает полный спектр сложностей и проблем выбранного дела, в то время как дилетант уверенно «шагает по граблям». Старайтесь оценивать собственные навыки и наработки и не принижать их. Вырабатывайте уверенность в собственных знаниях и навыках, их конкретном применении. К совершенству же стремимся, но понимаем утопичность подобного бесконтрольного стремления.
Это многокомпонентная проблема. Ведь бизнес — это в каждом случае ответственность за себя, свой капитал, семью, сотрудников и проч. Также это налагает обязательства и ответственность перед государством и контролирующими органами.
Тут советуем только понять и принять. Рассчитывайте собственные силы, соизмеряйте с тем, за что отвечаете, и не берите лишнего. Каждое решение — это ответственность будь то бизнес, покупка любого продукта или даже выбор обучения. Бояться не стоит, но стоит заранее оценить риски и собственное умение им противостоять.
Что касается страха ответственности перед семьей, то тут также проводят конкретные ограничения. Работа работой, а семья семьей. В обязательном порядке оставляйте время на домашних, делегируйте рабочие обязанности и полномочия. В этом случае создаете себе надежный тыл, который поможет отдыхать от бизнес-ответственности.
Ответственность перед государством — иной момент. Не бойтесь, что не предусмотрите какой-либо юридический пункт. Для этого предварительно пообщайтесь и по мере ведения бизнеса консультируйтесь с профессиональными юристом и экономистом, которым доверяете. Сотрудничайте с проверенным бухгалтером или изучите законодательство для собственного ведения ИП или иного варианта бизнеса. Действуя по закону, ответственности больше не будет, а риски сведутся к минимуму.
В бизнесе отсутствуют четкие гарантии. Сотрудник при устройстве на работу оговаривает условия и оплату, а вот владелец компании только предполагает и рассчитывает при открытии. Ведь приходится учитывать массу сопутствующих ведению дел условий и в наличии вероятность нечто пропустить.
Кроме того, состояние на рынке схоже с работой в условиях неопределенности. Не знаешь, где и когда произойдет кризисная ситуация и как это отразится на бизнесе. При этом кризисные проблемы возникают как экономические, так и политические. Вот и основа для страха.
Не стоит бояться кризисов, потому что профессионалы даже называют эти периоды «окно возможностей». Да, это сложный и стрессовый период, но регулярно падает конкуренция, высвобождаются кадры, открываются иные доступные ниши. Ищите плюс и варианты, а не бойтесь.
Конечно, избавиться от страха неизвестности нельзя, как и минимизировать каждую неопределенность. Тем не менее на подобные ситуации специалисты рекомендуют рассчитать наличие «подушки безопасности», а потом уже начинать действовать.
Эта проблема связаны с тем, что при открытии дела человек сомневается, а будет ли интересен, конкурентоспособен, найдутся ли клиенты, а если найдутся, то в достаточном ли количестве. По умолчанию, когда бизнес открывается, владелец уверен, что продаваемый продукт — лучший, но достаточно ли этой уверенности — вот вопрос.
Тут успокаивайтесь тем, что делаете продукт достойный и оптимальный по соотношению «цена — качество». Проработайте предварительно конкурентный рынок, выявите их и собственные сильные и слабые стороны. Это становится основой для понимания наличия клиентского интереса. Страх постепенно отступает.
Открыли собственное дело, появились клиенты, продажи и прибыль, но и тут не без страхов. Самый нелогичный страх — страх успеха. Что же делать, если вдруг полюбились людям настолько, что даже не хватает мощности удовлетворить и насытить потребности клиентов.
Тут остается только понимать, на какой объем и оборот бизнес претендует в текущий момент. Не гонитесь за успехом и не старайтесь сразу наращивать объемы. Планомерный и органический рост даст результат, в то время как головокружение от успеха приводит к неоправданным действиям.
Открытие бизнеса — процесс не страшный. Главное в достаточной мере подготовиться, провести анализ рынка, конкурентов, собственных ресурсов и приступить к действиям. Страхи в наличии в каждый момент времени, сомнения органичны, но не следует им поддаваться. Разрабатывайте стратегию и не отступайте.
Еще можем дать такой совет: если страхи атакуют, то по возможности выбирайте более-менее стабильную область. Продажа алкоголя и табака, услуги ломбарда, микрозаймы находят клиентов в каждой ситуации. Также зарекомендовала себя в перспективе продажа сладких товаров и услуги по ремонту. При этом туризм или ресторанный бизнес вызывает массу проблем при открытии и развития даже в спокойное время.
Ищите собственный путь, рассчитывайте и не бойтесь понапрасну. Страх парализует, а победа — в знании и действии.