Говоря о поисковой выдаче, на ум по умолчанию приходит лаконичная страница с пронумерованными строками. Этот привычный вид закрепился в умах людей 10–15 лет назад. С тех пор и Яндекс, и Google прошли ощутимый путь в развитии и усложнении. Теперь поисковая выдача хоть и по-прежнему лаконична, но добавились изображения, сниппеты с раскрытием краткой информацией, подсказками и проч. Страницы «обросли» промоблоками и объявлениями.
При этом неизменным остается то, что верхние строки регулярно занимают рекламные проплаченные позиции. Этот факт постепенно выработал в пользователях рефлекс сразу пролистывать эти позиции по привычке к «рекламной слепоте».
Таким образом, требование заказчика к маркетологам выводить интернет-ресурс исключительно на верхние позиции утрачивает актуальность. Скорее наоборот: люди привыкают просматривать вторую, а то и третью страницу в поиске подходящего сайта.
Проводимые регулярно исследования по анализу действий пользователей в Яндекс и Google подтверждают указанные выше сведения. Так 10 лет назад на первую вторую позиции выдачи кликали 35% пользователей, 5 лет назад — уже 25%. В настоящее время этот показатель продолжает снижаться до 15–20%. При этом средний показатель кликабельности завершающих топ-10 позиций сохраняет уровень в 5–7%.
За последние 10 лет компания NetBooster, занимающаяся маркетингом на международном уровне, провела ряд исследований озвученного феномена на базе выдачи Google. Было обработано 1,2 млн. поисковых запросов в нескольких тематиках. При этом количество переходов, которые были учтены — 60 млн., а также проанализированы последующие действия на 310 млн. страниц интернет-ресурсов. Такая массивная информационная база для анализа показала, что наблюдается не только спад кликов топ-10, но и рост популярности топ-20 и топ-30.
Исследования показали, что показатели кликабельности на позициях поисковой выдачи второй и третей десятки продолжают расти и охватывают соответственно 18% и 7%.
Другой параметр, повышающий кликабельность топ-10, — это известность бренда. Так, увидев знакомый или привычный интернет-ресурс, в начале поисковой выдачи на него кликает до 30% пользователей. На дальних же позициях процент кликабельности и известности организации слабо коррелируются.
Это уже дает преимущество малым организациям. Ведь при проработке контента и соответствия запросу получается трафик сравняется с позициями крупных, но не излишне продвигаемых компаний. В суммарном списке это придает значимость и солидность, а значит, играет в плюс для репутации.
Отдельно стоит отметить пользователей мобильных устройств и иных гаджетов.
Регулярно интуитивно кажется, что уж они-то точно поленятся прокручивать поисковую выдачу и останавливают выбор на топ-10. Но и это противоречит информации из исследований. Показатели кликабельности схожи со «стационарным» вариантом.
Исследователи предполагают, что это связано с тем, что «мобильные» пользователи придирчивей относятся к кликам. Ведь на небольшом экране раскрывать ряд страниц и перемещаться между ними неудобно. Приходится тратить дополнительно время на выбор и регулярно «уходить» за пределы топ-10.
Указанные сведения и результаты исследований показывают, что с течением времени массовая популярность сайтов, находящихся в топ-10 поисковой выдачи снижается. Это дает шанс не столь богатым и успешным компаниям.
Кроме того, исключая необходимость вкладываться «в гонку» за первыми позициями, малые предприятия получают варианты вдумчивого планирования кампаний по продвижению и работе с контентной составляющей. В итоге — рост переходов, кликов, репутационных показателей и узнаваемости.
Интернет-агентство U-sl+Мирмекс считает, что экономия и разумное распределение бюджета — залог успеха для интернет-бизнеса в будущем. Растраты в погоне за мифическим лидерством не только вредны для финансов компаний, но и бессмысленны.